Блог фотографа

Заполняющая вспышка



На маленькой фотографии лягушка сфотографирована без вспышки. Результат выглядит довольно плоско. Верхняя фотография сделана со вспышкой, но фотограф применил компенсацию вспышки -1 ступень – в дополнение к автоматической компенсации мощности вспышки, которую применила сама камера. Таким образом фотограф почти убрал эффект вспышки. Как понять, когда и какую компенсацию мощности вспышки нужно применить ? Всё упирается в опыт.

Заполняющая вспышка приходит на помощь во многих ситуациях. Её можно использовать при съёмке в условиях высокой контрастности – при ярком солнечном свете. Она также довольно эффективна при съёмке портретов с освещением сзади, когда лицо оказывается в тени.

Проблема и сложность съёмки в таких ситуациях состоит в том, чтобы осветить вспышкой теневые области, но вместе с тем оставить эффект естественного освещения. Для этого требуется тщательно сбалансировать свет, испускаемый вспышкой, с естественным освещением.

Заполняющую вспышку также можно использовать, чтобы получить искорки в глазах, а также для того, чтобы в некоторой степени оживить фотографию – особенно в те дни, когда освещение довольно плоское. Опять же, нужно очень тщательно подобрать мощность вспышки, чтобы избежать эффекта искусственного освещения.

Метод проб и ошибок

Ещё недавно использование заполняющей вспышки подразумевало самый настоящий метод проб и ошибок. Чтобы сбалансировать мощность вспышки с экспозицией, получаемой от естественного освещения, требовались некоторые вычисления, не говоря об удаче. Камеры EOS решили эту проблему – теперь всю работу делает камера вместе со вспышкой SpeedLite. SpeedLite работает рука об руку с системой оценочного экспозамера камеры, определяя мощность вспышки, необходимую для того, чтобы получить фотографию, на которую приятно смотреть.

Чтобы фотографии перестали выглядеть как сфотографированные со вспышкой, используется изящное решение, называемое Automatic Flash Reduction (AFR). Мощность вспышки корректируется в соответствии с уровнем естественного освещения. Фон по-прежнему экспонируется корректно, а основной объект съёмки получает немного дополнительного освещения, чтобы соответствовать уровню.

Система AFR работает в режимах Av, Tv и в программном режиме (P). Всё, что вам нужно сделать – присоединить к камере SpeedLite, включить её, и нажать кнопку спуска затвора.

Компенсация мощности вспышки

Система AFR сделана, чтобы получать хороший баланс практически в любой ситуации, но ничто не идеально. Могут быть случаи, когда эффект вспышки выражен слишком сильно. Чтобы справиться с этой проблемой, некоторые камеры и вспышки SpeedLite дают возможность увеличить или уменьшить мощность вспышки (соответственно, компенсацию мощности). Любая компенсация, которую вы применяете, добавляется к компенсации, которую применила система AFR. Однако, компенсация системы AFR не всегда постоянна. Чем ярче естественное освещение, тем больше система уменьшает мощность вспышки. К примеру, в условиях очень сильной освещённости AFR уменьшает мощность вспышки примерно на 0.7 ступени. Если вы установите компенсацию вспышки -1 ступень, то итоговая компенсация составит -1.7 ступени.

Левая фотография этой иглохвостой игуаны сделана без вспышки – она слишком контрастна. На центральной фотографии показан результат работы вспышки в режиме авто-заполнения – вполне приемлемо, но света от вспышки слишком много. А на правой фотографии система AFR была отключена и компенсация мощности вспышки была установлена на -1 ступень. Таким образом, мы получили хороший баланс между естественным освещением и вспышкой.

В случае освещения сзади, наоборот, вы можете захотеть ещё больше мощности от вспышки. Соответственно, если вы установите компенсацию +1 ступень, то итоговая компенсация составит всего +0.3 ступени.

Всё это довольно запутанно, так что некоторые камеры позволяют отключить AFR с помощью функции CF14. Конечно, вам всё ещё нужно решать, какую компенсацию применить, но теперь, по крайней мере, вы начинаете с нуля. Пара тестовых кадров сюжетов, которые вы обычно снимаете – и вы вскоре поймёте, какую компенсацию стоит использовать.



Если вы смогли отключить AFR, сделайте серию кадров с разным уровнем компенсации. Таким образом вы поймёте, какая компенсация вспышки требуется разным сюжетам. В данном случае, по часовой стрелке сверху: без вспышки, заполняющая вспышка без компенсации, компенсация -1/3 ступени, компенсация -2/3 ступени.

Если вы довольны своими фотографиями, сделанными со вспышкой, то лучше остаться на AFR. Но если вы чувствуете, что могло бы быть и получше – смело отключайте AFR и делайте всё по-своему.

Камеры и вспышки Speedlite

Система автоматического уменьшения мощности вспышки есть во всех моделях камер EOS. Следующие модели позволяют отключить её: EOS D30, D60 (пользовательская функция CF10), EOS 1N, 1N, 3, DCS, D2000, 1D, 1Ds, 10D (пользовательская функция CF14), EOS5 – пользовательская функция CF16.

В случае работы камеры и вспышки системы A-TTL система автоматического уменьшения мощности включается только тогда, когда уровень естественного освещения достигает как минимум EV11. До уровня освещения EV13 мощность вспышки уменьшается на -0.5 ступени на каждое значение EV. При освещении EV13 и выше компенсация составляет -1.5 ступени. До уровня EV11 автоматическая компенсация не применяется. Алгоритм работы E-TTL примерно такой же, но работает лучше – в частности, в некоторых ситуациях компенсация может достигать -2 ступени.

Автоматическое уменьшение мощности вспышки включается как при использовании встроенной вспышки (если камера ей оборудована), так и при использовании внешней вспышки Speedlite. Компенсацию мощности вспышки (FEC) можно установить на следующих камерах: EOS 1N, 1V, 3, 30, 33, 5, 50, 50E, IX, DCS, D2000, 1D, 1Ds, D30, D60 и 10D. Также FEC можно установить вручную прямо на вспышках Speedlite 430EZ, 540EZ и 550EX (модели серии EZ несовместимы с цифровыми камерами EOS).

Источник: eos.nmi.ru

Оставить комментарий