Блог фотографа

Спонтанность или фотограф места и времени

Что значит быть спонтанным фотографом? Это значит – быть постоянно готовым открывать глаза на любую возможность, которая порой очень неожиданно может возникнуть в жизни,  для создания фотографии.  А ещё быть спонтанным фотографом это значит уметь использовать самые новейшие техники и способы создания фотографий, уметь и иметь желание погружаться в ход фотографического процесса. Не бояться самому создавать великолепные фотографии. Спонтанный фотограф может и умеет думать и импровизировать практически на ходу, во время процесса фотографирования, молниеносно принимать единственное на этот момент правильное решение. Проще говоря, быть спонтанным фотографом – это самый простой способ, который позволяет создавать яркие и интересные фотографии. И, плюс ко всему, возможность с каждым разом, с каждой съемкой, улучшать свои работы, делать снимки все более и более интересными, способ совершенствовать свои навыки в технике фотографии и в фотоискусстве.

Фантазии тоже важны

Если вы человек творческий, если уж вы взяли в руки фотоаппарат не только ради того, чтобы запечатлеть при автоматических настройках «мыльницы» своих родственников за праздничным столом  во время какого-нибудь семейного праздника или юбилея тёщи, а ради создания по настоящему творческих фотографий, то вы, наверняка, замечали за собой то, что вы иногда, а возможно даже и достаточно часто, фантазируете о том, какую фотографию вы хотели бы создать. Конечно же, в своих мыслях вы видите эту фотографию идеальной, может быть даже практически шедевром. Великолепная композиция, отличное и эффектное освещение, уникальнейший и неповторимый момент съемки, запечатлевший, к примеру, самую красивую фазу движения чемпиона мира по прыжкам в воду. Каждый элемент, каждый штрих этого снимка, который вы нарисовали в своих фантазиях, кажется вам единственно верным и правильным, таким, каким он и должен быть.

Но потом, когда дело доходит до собственно работы, фотосъемки, вы ни с того ни с сего вдруг неожиданно обнаруживаете, что для создания фотографии, уже существующей в вашем воображении, вам  чего-то, да не хватает. Или свет не тот, или обстановка другая, или не можете найти подходящий для съемки объект. А может быть посетуете себе самому на то, что у вас нет нужной в этот момент фотоаппаратуры или какого другого оборудования.

Естественно! Фантазировать всегда намного легче, чем что-то создавать. Вот в этом-то болоте фотограф и может увязнуть. Особенно начинающий. Это болото не позволяет фотографу исследовать и понять то, что находится в нашей окружающей среде, вокруг и около нас самих. Мы порой даже не видим того, что может стать великолепнейшим объектом для создания поистине отличной фотографии. 

Настоящему опытному фотографу нет совершенно никакой необходимости что-то планировать, прикладывать грандиозные усилия для того, чтобы получить хорошие фотографии. Но это отнюдь не значит, что планирование и приложение некоторых усилий не приводят к желаемому хорошему результату. Просто-напросто планирование и подготовка к съемке – это далеко не единственный путь для того, чтобы тренировать ваши навыки и умения в фотографическом мастерстве. Если вам не хватает вдохновения – пробуйте работать спонтанно! Учитесь быть спонтанным фотографом!

Минимализм. Вы и ваша фотокамера

Если вы действительно спонтанный фотограф, то вы всегда сможете намеренно оставить дома все свое дополнительное фотографическое оборудование. Обратите внимание на одну закономерность: если вы оставите дома штатив, сменные объективы, вспышку и пр. утяжеляющие вашу сумку вещи, то фотографировать вы будете… больше! Минимум необходимых вещей поможет вам отойти от стереотипного образа мышления типа: «вот если бы у меня с собой был штатив, я бы сейчас…». Отсутствие оборудования вдохновляет на подвиги. Фотографические, имеется виду.

Вам всё это пока ещё не нравится? А ну-ка вспомните, как вы пришли в фотографию вообще! У вас что,  изначально, с первого же дня, был полный шкаф различного дорогостоящего оборудования, необходимого для плодотворного занятия фотографией? Или всё-таки свой путь в фотоискусство вы начали всего лишь с простенькой «мыльницы»?  Фотография – дело такое, в котором оборудование, как и мастерство, накапливается с годами, по крупицам и постепенно.

Каждый из фотографов и сейчас, и в старину, начинал с недорогого простого фотоаппарата со штатным объективом. И, конечно же, в первые дни и месяцы после того, как у человека появился фотоаппарат, практически всё находящееся вокруг, все  объекты кажутся ему притягательными для съемки. Если он человек творческий, конечно. В этот период на фотографа ещё не действует эффект, который удерживает его от фантазий фотографировать просто и обыкновенно. Вспомните себя в этот период – как вы начинали свой творческий путь в фотографии. Наверняка вы были энтузиастом! Вот и пробудите в себе этот былой энтузиазм сегодня! Он вам очень потребуется для того, чтобы спонтанность вспыхнула в вас с новой силой яркой искоркой!

Если вы, собираясь на съемку,  выходите из дома намеренно оставив в шкафу всё своё фотографическое оборудование, то сделаете для себя ещё одно очень интересное, поистине замечательное открытие: сложившаяся ситуация сделает вас, как фотографа, как творца, намного более креативным. Минимум ресурсов для работы непременно заставит ваше творческое мышление работать неординарно и нестандартно.

Никогда не оставляйте фотокамеру дома

Если вы сегодня собираетесь куда-то пойти, не забудьте захватить с собой свой  фотоаппарат.  Даже если вы просто соберетесь в ближайший продуктовый магазин за булкой хлеба. Повседневные, обыденные дела могут оказаться намного более интересными, если совместить эти дела с возможностью сделать хотя бы несколько снимков. А что если пойти в магазин по другой, менее знакомой и привычной для вас улице, на которой, в отличие от привычной вам дороги ещё не изучен каждый кустик и каждый камешек? Сверните в ближайший сквер или парк, присядьте отдохнуть на лавочку. А, может быть, невдалеке есть пляж? Загляните и туда. Если при этом, кроме булки и колбасы,  в вашей сумке будет находиться  фотоаппарат, то вы сразу убедитесь в том, что мир вы начали видеть совершенно по-другому, не своими глазами,  а как бы глазами стороннего зрителя, рассматривающего ваши фотографии.

Хочется думать,  что для вас, как настоящего фотографа, человека, обладающего творческим мышлением и видением окружающего мира, имеющего нестандартный, незашоренный взгляд на вещи, отсутствие под рукой сложной аппаратуры только расширит ваш творческий потенциал, а не закуёт его в стандартные рамки типа «а что тут вообще фотографировать-то?». 

Наличие только лишь одного фотоаппарата придаст вам новые силы, новый порыв творческой энергии сфотографировать то, что вам хочется, то, что вы никогда не виделидо этого момента раньше! Портретная съемка, пейзаж, уличная фотография, репортаж с какого-нибудь события, свидетелем которого вы оказались совершенно случайно – всё это лишь малая часть жанров в фотографии, для которых опытному мастеру совсем не обязательны серьезное планирование и подготовка. 

Учитесь работать в паре

Наверняка вы хоть раз слышали о том, что такое «работа в паре». Работа  фотографа в паре – это значит, что если вам предстоит сделать что-то, что проблематично сделать в одиночку, на съемку вам неплохо бы было взять своего хорошего друга. Ну, это что-то типа подводного плавания с аквалангом или ремонта высокой крыши…В некоторых вещах всегда кто-то должен находится рядом. Хорошо, если это лучший друг, который никогда вас не подведет, в любой, даже самой сложной и критической ситуации. Касаемо фотографии, «работа в паре» означает различие между спланированной и продуманной до мелочей фотосессией и спонтанной творческой работой.

В случае, если вам будет позировать ваш самый лучший друг, то и снимки у вас получатся намного более живыми и естественными. Заранее запланированная и продуманная до мелочей фотосессия всегда способствует желанию фотографа получить в итоге уже установленный набор фотографий. Однако, если ваша работа ничем, никаким планом и рамками не скована и   не ограничена, это заставляет вас думать прямо в процессе работы, непосредственно во время съемки. Это всегда приведет к нестандартному решению возникающих в ходе фотографирования проблем и придаст вашим работам намного больше оригинальности и креативности. 

Попробуйте прямо сейчас, долго не раздумывая, выйти на незапланированную прогулку с фотоаппаратом. И, уверяем вас, вы сразу же наткнетесь на какое-нибудь место или объект, ранее незнакомый для вас, который вы только что прямо сейчас и откроете для себя. Какое-нибудь дерево или стена соседнего дома вдруг станут для вас интереснейшими и волнующими объектами для съемки! А если при этом рядом  с вами будет находиться  ваш лучший друг – чем не повод сделать его портрет на фоне этой стены или дерева? Цель и способ мышления настоящего спонтанного фотографа состоит как раз в том, чтобы заниматься чем угодно, при этом никогда не забывать про фотоаппарат, который всегда находится под рукой. Веселиться, грустить, заниматься различными делами или работой –  и при этом всегда помнить и думать о творчестве, о фотографии. Научитесь воспринимать вашу фотокамеру как привычное и легкое дополнение, непременный атрибут вашей повседневной будничной жизни.

Не забудьте о том, что в вашем кармане лежит фотоаппарат

Многие профессиональные мастера фотографии любят говорить примерно так: «Самый лучший фотоаппарат это тот, фотоаппарат, который в нужный момент оказался под рукой». И это действительно так и есть. Для того, чтобы создать гениальную фотографию, совсем не обязательно иметь дорогущий и навороченный современный фотоаппарат с огромным количеством мегапикселей. Современные мобильные телефоны, в которые встроена фотокамера (особенно Apple iPhone),  стали сегодня очень и очень популярной вещицей,  и есть практически у каждого из нас. К чему это мы? Да к тому, что у вас всегда, практически каждую секунду, имеется возможность сделать очень хороший снимок. Если в вашем кармане лежит смартфон или даже самый обычный мобильный телефон со встроенной фотокамерой, то тренироваться и совершенствоваться в фотомастерстве вы можете практически в любой момент, где бы вы не находились.  Для этого вам всего лишь нужно просто вынуть из кармана свой мобильный телефон и попробовать работать им так, словно в ваших руках дорогой и навороченный профессиональный зеркальный фотоаппарат.

Попробуйте, например,  присесть и сделать снимок с нижней точки. Или встаньте на стул, заберитесь на дерево и сфотографируйте что-нибудь сверху. Продумайте кадр композиционно, по цветам и по освещению. Представьте себе, что вам нужно создать что-то необычное, непривычное для всех, неожиданный и нестандартный снимок. И не нужно в этот момент думать о модных фильтрах, сложных технических эффектах при съемке. Думайте лучше о том, как  вашим самым обыкновенным мобильным телефоном сделать снимок, способный удивить всех. Экспериментируйте с фотокамерой своего мобильника. Выжимайте из него максимум возможностей. Это поможет вам выжать из себя максимум творческих идей. Хочется напомнить, что сегодня специалисты и мастера видеоарта обыкновенными мобильниками снимают потрясающие по своей стилистике и драматургии фильмы и завоевывают множество призов на различных международных кинофестивалях и фестивалях видеоарта. Автор этой статьи знаком с кинорежиссером, который один из своих игровых фильмов снял даже не профессиональной видеокамерой, а обыкновенным зеркальным фотоаппаратом, при этом получив за фильм один из призов очень серъезного кинофестиваля. 

Не нужно ничего бояться!

«Важным аспектом творчества любого фотографа является отсутствие у него боязни потерпеть неудачу» – говорил Эдвин Лэнд, который изобрел систему Polaroid. Если уж вы решили стать спонтанным фотографом, то вам в первую очередь необходимо научиться думать именно так. Любое искусство, любой шедевр в любом его виде рождается художником на свет именно путем преодоления различных препон и препятствий, неизбежно возникающих на творческом пути.

Никогда не забывайте прописную истину настоящего фотографа: для того, чтобы сделать один единственный, самый лучший снимок, нужно снять очень много кадров. Если вы настоящий фотограф, если к своему делу вы подходите творчески, вам знакомо, например такое явление. Когда вы просматриваете фотографии, которые хранятся у вас на компьютере, то иногда вам кажется, что все они похожи одна на другую, выглядят практически одинаково. Можно долго смотреть на них и не видеть в них ничего нового. Но потом, при очередном, может быть десятом, а может быть и сотом просмотре, вы вдруг обнаруживаете для себя именно то, что вам нужно! Такое происходит почти у каждого, кто серьезно увлечен фотографией или работает в ней профессионально.

В ходе каждого из таких просмотров всегда попадется хоть один интересный снимок. Но, обратите внимание: всё лучшее постоянно проявляется,  становится отчетливо видим, только на фоне худшего. Если бы у вас не было огромного количества средних, проходных, посредственных снимков, вы никогда бы не обнаружили среди них поистине достойные широкого внимания фотографии. Снимок получается хорошим только тогда, когда на нем запечатлен конкретный, интересный момент.

Для того, чтобы добиться действительно хорошего результата, фотографу нужно постоянно быть в полной боевой готовности, быть готовым начать фотографировать  в любой момент, и сделать при этом большое количество снимков. Чем больше, тем лучше. А потом из сотни посредственных и просто хороших кадров вы всегда сможете отобрать действительно самый хороший.

Страх перед этим часто возникает ещё и из-за того, что у фотографа имеется недостаточно знаний о чем-то. Для того, чтобы ничего в работе не бояться, стать по настоящему бесстрашным фотографом, настоящему творцу необходимо сделать всего лишь три достаточно  простых шага:

Шаг первый. Решите конкретно для себя: что вас останавливает в работе. Например, вас может очень серьезно смущать хорошее студийное освещение. Или, например, вы не снимаете спорт только лишь потому что у вас нет хорошего длиннофокусника и камера не позволяет фотографировать с очень короткими выдержками для того, чтобы «заморозить» в кадре стремительное движение спортсмена. Определитесь для себя раз и навсегда: что конкретно не позволяет вам сделать такие снимки, которые вы хотели бы получить.

Шаг второй. Узнайте как можно больше о том, что является вашим тормозом в творчестве, что конкретно мешает именно вам. При этом на данном этапе вы должны избавиться от всевозможных страхов и чувства растерянности в случаях непредвиденных ситуаций в работе. Порыскайте по Интернету, почитайте книги и журналы о фотографии по этой конкретной, волнующей вас в данный  момент теме, виду съемки. Посмотрите работы других мастеров, созданных в этом жанре. Уверяем вас, это наверняка поможет вам вдохновиться.

Шаг третий. Не нужно много и долго думать. Нужно просто откинуть все сомнения и решительно начать фотографировать. Проще говоря, берите в руки фотокамеру и с головой окунайтесь в работу, в творческий процесс. Начинайте съемку.

Если вы приложите для этого хотя бы некоторые усилия, результат этого не заставит себя долго ждать, и вы получите действительно очень хорошие и достойные фотографии. И ни в коем случае не нужно при этом забывать, что ошибки и внутреннее недовольство полученным результатом работы очень хорошо указывает вам путь и направление в творчестве, придерживаясь которого вам, как человеку, работающему творчески, и предстоит двигаться вперед всё более и более решительно и осознанно.

Смело выходите из зоны собственного комфорта!

Давайте сейчас немного поговорим о том, каким образом вы сами  могли бы описать свой собственный стиль работы над фотографией. Фотографом какого типа вы назвали бы себя? Фотографу, как и любой другой творческой личности, всегда свойственно искать определенную нишу в искусстве, найти и занять ее. Но, при этом  ни в коем случае нельзя забывать и о кроющейся тут весьма серьезной опасности, которая состоит вот в чем.  Чем дольше художник любого жанра (а настоящий фотограф непременно должен быть художником!)  творит в какой-то определенной, занятой им нише, тем уже становится круг его творческого мышления, художественного видения окружающего мира и всего происходящего в нём. Вот как раз от этого и нужно пытаться стремительно бежать. Как же это сделать? Да всё очень просто!

Ну, хотя бы, для начала, попробуйте попытаться исследовать очередной раз город, в котором вы живете и который вам, казалось бы, должен быть знаком до каждого кирпичика. Заставьте ваш творческий потенциал, ваши фотографические «органы чувств» раскрыться по-новому, попробуйте посмотреть на свой город совершенно другими глазами. Ну, хотя бы глазами иностранца, приехавшего к вам в гости из далекой страны и совершенно незнакомого с вашей культурой и бытом. Или глазами кошки или собаки… Глазами ребенка, сидящего в коляске… Ведь очень часто мы хотим сфотографировать что-то на уровне инстинкта, то что ярко бросается в глаза и сразу, мгновенно привлекает к себе внимание.  Вот именно эта рутина и мешает нам разглядеть интересные объекты и события вокруг нас.

Развивайте, тренируйте свои творческие способности! Не стесняйтесь и не робейте. Не останавливайтесь перед трудностями и пробуйте на собственном опыте  новые стили, новые направления в работе.   Ну, скажем, вы когда-нибудь пробовали заниматься HDR фотографией? Даже не знаете что это такое?  Посмотрите в Интернете. Может быть, это дело вам совсем не понравится и будет ну никак не по душе. Это в порядке вещей. Но, тем не менее, не смотря на то, что поначалу вам это может показаться неинтересным, попробуйте. Вдруг дело пойдет, и в ходе работы вы почувствуете необыкновенный прилив творческих сил и вдохновения! А если даже и вдохновения не будет – вы приобретете опыт работы с чем-то новым. А это всегда пригодится и в работе, и в жизни. Как минимум, вы чему-то научитесь и откроете для себя нечто прежде для вас неизведанное. 

Вполне возможно допустить, что HDR фотография вам совсем не понравится. Не понравится, как эти снимки вообще выглядят. Но, тем не менее,  сам процесс работы, то есть съемка  одного объекта несколько раз с различными вариантами экспозиции, даст вам новую порцию знаний, прибавит вам хоть немного творческого опыта. Кстати, техника создания таких снимков близка к съемке панорам.

Никто и никогда не может точно и конкретно знать, чему он научился, не попробовав это на реальном деле. Смело пробуйте всё новые и новые техники и способы создания фотографий. Думайте при этом  прежде всего о том,  что вам интересен не результат, а, в первую очередь сам процесс создания этой конкретной фотографии, над которой вы работаете. Очень важным для вас должно стать то, чему вы научитесь или уже научились.

Вот таким образом и развиваются творческие способности настоящего фотографа, которого можно назвать художником. Старайтесь постоянно находится в готовности к работе, открывать для себя новые места, новые объекты для съемок, пробуйте новые техники. И при этом не думайте долго. Работайте спонтанно, при этом погружаясь в работу искренне и, что называется, с головой.  Просто возьмите фотоаппарат, посмотрите в видоискатель и через него попробуйте увидеть тот мир, который с огромным нетерпением только и ждет-недождется того, чтобы вы, настоящий мастер фотографического искусства, его сфотографировали!

Нужно всегда быть готовым к чему угодно

У каждого настоящего фотографа-художника всегда есть какие-то свои, определенные предпочтения в работе, в фотоискусстве. Например, одному нравится темная тональность снимков, другому –  светлая. Один создает фотографии, наполненные динамикой и скоростью, от работ другого наоборот веет тишиной и покоем… Каждый из нас ощущает окружающий мир совершенно по разному, по своему… Вам по душе снимать натюрморты, никуда не спеша целый день работать с неподвижным объектом, который от вас никуда не денется? Это очень хорошо! А вот другому фотографу при съемке важен мощный выброс адреналина, он готов всё отдать только лишь за то, чтобы успеть, суметь, изловчиться снять один-единственный миг в этой жизни, который больше никогда не повторится.  Во веки веков. И у него для этого есть всего лишь один-единственный шанс из тысячи, и его, этот шанс, ну никак нельзя упустить. И это тоже просто замечательно!

Совершенно не зависимо от того, какой вид фотоискусства, какой жанр съемки вы предпочитаете и выбрали для себя главным, вам, тем не менее, всегда следует быть готовым к чему угодно, к самым непредвиденным ситуациям в своей работе, к самым неожиданным поворотам. Ни в коем случае старайтесь не упускать возможность создать отличный снимок только лишь из-за того, что вы готовитесь к съемке чего-то совсем другого. Например, снимая красивый, умиротворяющий загородный пейзаж, наполненный тишиной и покоем, не бойтесь отвлечься на то, чтобы сделать снимок проезжающего мимо вас по проселочной дороге мотоциклиста. Или, снимая репортаж с митинга оппозиционной  политической партии, не упустите возможность снять портрет пятилетней очаровашки – девочки, случайно оказавшейся в толпе зевак. Или красивое историческое здание, на фоне которого развиваются события, и которое как раз в эту минуту обалденно красиво освещено заходящим за горизонт солнышком.

Быть спонтанным фотографом – это значит быть хорошим импровизатором, своего рода виртуозом в фотографическом ремесле и в фотоискусстве. Чем чаще вы будете думать на ходу, тем лучше и эффектнее будут ваши работы, тем сильнее они будут воздействовать на психологическое состояние зрителя.

Успехов вам, будущие гении фотографии!

Оставить комментарий