Блог фотографа

Растем, как фотограф

В любом деле, в любой профессии, человеку,  нужно совершенствоваться. Иначе можно просто из мастера превратиться в серость и посредственность. Действительно, рутина в любом деле, даже в самом любимом,  способна затянуть любого из нас в свои сети. Сегодня мы предлагаем вам задуматься о критичности в отношении самого себя и  предлагаем вам ответить для себя на 20 вопросов, которые, как нам кажется, помогут вам разобраться в собственном творчестве. Мы думаем, что после прочтения нашей сегодняшней статьи, ваши снимки станут намного лучше.

Конечно же, задавать самому себе эти вопросы непосредственно перед каждой съемкой – дело,  конечно же, неадекватное. Но помочь они вам должны. Хотя бы тем,  что расшевелят ваше творческое мышление, позволят вам взглянуть на свои снимки немного с другой стороны.

1. Почему я делаю именно такой снимок?

Это первый вопрос, который надо задать самому себе. Но, тем не менее, правильного ответа на него вы никогда не найдете. Его суть в том, чтобы знать – почему именно сейчас вы делаете именно этот, конкретный снимок. Речь тут идет о вашем так называемом «пассивном» режиме. Этот режим у вас может оказаться включенным.

Ой, какой красивый цветок на яблоне! –  и нажимаете на спусковую кнопку. А какая красивая собачка! – и опять быстренько делаете снимок.

Но почему вы снимаете именно этот сюжет?  Зачем вы всё это делаете? Это кому-нибудь вообще когда-нибудь будет нужно? Собираетесь ли вы кому-то этот снимок показывать или он навечно останется в дальнем ящике вашего фотоархива? О чем говорит вам этот снимок? Он рассказывает вам или вашим зрителям свою историю? Помогает расширить круг знаний в той или иной сфере?

Ну конечно, если расцветшая ветка яблони вам очень понравилась и она действительно так красива, что стоит обратить на нее внимание зрителя,  то почему бы ее не сфотографировать. Сфотографируйте, конечно. Тут никто вам ничего против не скажет. Если чувствуете в этом потребность –  снимайте. Но хотя бы на секунду при этом задумайтесь о том, что не имеет смысла запечатлевать каждую красивую или просто интересную веешь, которую вы перед собой видите. Нам кажется, что далеко не каждая вещь стоит того, чтобы ей уделять внимание, чтобы ее фотографировать.

Конечно же, мы не требуем того, чтобы вы прислушивались к нашим советам. Но все же хоть иногда подумайте над тем, зачем вы фотографируете тот или иной объект.

2. Что я хочу сказать зрителю своим снимком?

Окружающую его обстановку человек воспринимает пятью своими чувствами. Но фотокамера владеет только одним чувством, она умеет лишь видит, и не более того. И может передавать человеку только картинку.

Например, вы хотите сделать снимок в пивном баре. Вы, конечно, человек и  присутствуя непосредственно на месте,  другими своим чувствами ощущаете духоту помещения, запах табачного дыма, музыку… Но сможете ли вы всё это предать зрителю только лишь с помощью картинки, изображения. А что, если попробовать ввести в кадр уголок грязного стола с тарелкой недоеденного салата? Не спешите кадрировать снимок и обрезать все лишнее! Нужно стремиться показать людей такими, какие они есть на самом деле, в привычных для них состояниях, в условиях их существования. Подумайте над этим вопросом, прежде чем начать фотографировать. Подумали?  Ну, а теперь –  снимайте.

3. Откуда свет падает?

Неопытные в фотоделе люди, те, кто только ещё начинает заниматься фотографическим творчеством, первым делом осваивают технические основы фотографии. Учатся правильно устанавливать выдержку, диафрагму, светочувствительность, постигают средства управления фотокамерой, учатся фотографировать так, чтобы на снимке всё было резко.  Но все же никак нельзя забывать и ещё про одну деталь. Ее очень часто просто упускают из вида. Речь об анализе света, с которым нам предстоит работать при фотографировании той или иной сцены.

Ну, например, вы увидели на улице красивый и эффектный автомобиль и хотите сфотографировать его во время движения. Причем, задумали сделать это так, чтобы он был слегка размытым в своем стремительном движении, чтобы передать скорость его перемещения в пространстве. Такие моменты, как правило, возникают молниеносно, они порой просто мимолетны. И  в этой ситуации уже не до того, чтобы задаваться вопросом – а откуда свет падает на объект съемки. Уже нет ни времени, ни возможности изменить этот свет, подстроиться под него.

Но, несмотря на это, вопрос о свете ставить перед собой необходимо во время работы практически над каждым своим снимком. Свет в фотографии –  самое главное, никогда не забывайте про это. Он является основным элементом любой фотографии.  

4. Этот ракурс самый лучший?

Давайте вернемся к примеру из третьего вопроса. Если вы оказались вдруг в точке А, то это совсем не означает того, что эта точка для съемки самая что ни на есть лучшая. Если вы ограничены во времени –  снимок, конечно, сделать можно. Сфотографировали –  и идите себе дальше. Но если  время позволяет вам хоть ненадолго задержаться – задержитесь, посмотрите вокруг повнимательнее. Подумайте над тем,  как этот же сюжет снять лучше,  как добиться хорошего результата.

Ну, а для того, чтобы получить отличный результат, идеальное сочетание эффектного ракурса и естественного, природного света, вполне возможно, что на это место вам придется вернуться ещё не один раз. Иногда нужно просто несколько минут подождать удачного положения солнца, например, когда оно зайдет за облако или, наоборот, выглянет из-за него. А, возможно, вам придется вернуться сюда завтра, когда будет дождик. Или зимой… Короче, приходится ждать нужного вам света. Это у студийных фотографов все намного проще, ведь они сами создают освещение при помощи всевозможных осветительных приборов.  Им можно сколько угодно долго менять ракурс, искать точку съемки, да и объектом съемки они могут манипулировать. Всем этим они могут заниматься часами. А вот солнце на небе не подвинешь так, как хочется, так как нам нужно.

5. Какое настроение излучает ваш снимок?

Конечно, каждый фотограф легко справится с задачей сделать задорную и веселую фотографию со встречи Нового Года. Но вот если на этой вечеринке кто-то вдруг почувствовал себя не очень хорошо. Ну, допустим, голова заболела. И этому человеку захотелось покинуть друзей и уйти домой. Как отразить на фотографии настроение этого эпизода?

Настроение снимка в первую очередь зависит от фотографа, то есть конкретно от вас. Только вы и никто другой  сможете передать настроение. Вполне возможно, что вы обратили внимание на этого человека по той простой причине, что у вас у самого голова разболелась… И вы тоже мечтаете поскорее вернутся домой… Короче, чтобы передать на снимке настроение – вам нужно будет потрудиться.

6. Передаст ли ваша фотокамера динамический диапазон фотографируемой сцены?

Что такое динамический диапазон? Динамический диапазон – это разница в освещении. Разница между самыми темными участками изображения и самыми светлыми его частями. Выпускаемые сегодня цифровые фотокамеры весьма совершенны, и они с каждым годом все повышают и повышают свои характеристики. Но, тем не менее,  с человеческим глазом они пока еще не могут сравниться. Наше зрение и наш мозг способны увидеть и воспринять  то, что не под силу никакой, даже самой совершенной, самой современной и самой дорогой фотокамере. Вот поэтому фотографу при выставлении настроек во время  съемке всегда нужно стремиться к идеалу. Всегда нужно думать о том, не слишком ли широк для восприятия динамический диапазон сцены, которую вы хотите сфотографировать. Если этот диапазон чересчур широк – что же делать?

В этом случае вы можете выставить экспозицию по светам, можете по теням, а можете и где-то посередине. Но при любом случае каждый из этих вариантов приведет к потере деталей в противоположном участке кадра.

Конечно, можно попробовать снять а потом составить  HDR изображение, фотографируя с экспозицией и по светам и по теням. Но это очень хлопотно и не каждому под силу.

7. Так ли уж необходим штатив?

Вам хочется сделать ещё несколько снимков, а  солнце уже садится, уже уходит за горизонт? Светочувствительность, то есть ISO,  вы уже установили довольно высоко, так, чтобы при сложившемся освещении цвета ещё оставались бы сочными. Значит, настало время достать штатив. Кое-кто из фотографов даже на съемки пейзажа идут со штативом в сумке. Некоторые, например, любят снимать на длинной выдержке со штатива воду – реку или водопад. А другие совершенно не хотят быть привязанными к одному месту, они любят мобильность.

Так что, брать с собой на съемку штатив или оставить его дома – на этот вопрос вы тоже не найдете однозначного ответа. Тут многое зависит от того, что вы хотите получить в итоге. Если, допустим, день выдался пасмурный, не слишком яркий – то штатив будет вполне уместен хотя бы для того, чтобы получить качественное и чистое изображение.

8. А что, если сделать снимок в другое время суток?

Иногда, особенно если вы находитесь не в родном городе, а совершаете туристическую поезду в какое-нибудь интересное, экзотическое место на нашей планете, у вас может сложиться такая ситуация, что вы не сможете вернуться сюда ещё раз, чтобы сделать хороший снимок. А снимок сделать ну очень хочется… Ну что ж, тогда снимайте так, как вам подскажет ваша интуиция и поможет ваш опыт.

Но все же, если вы находитесь у себя дома и всегда можете придти на одну и ту же улицу, к одному и тому же зданию – то время съемки, конечно же,  следует учитывать. Это необходимо для того, чтобы выбирать, находить лучшие сцены, лучшее освещение, лучшее состояние природы и окружающего мира.

Попробуйте сделать один простой шаг: фотографируйте с одной и той же точки одну и ту же сцену на протяжении суток ну, хотя бы, с интервалом в один час. Причем, и днем и ночью. Кому-то это покажется трудным занятием. Особенно тем,  кто любит поспать. Ну, тогда попробуйте сфотографировать одну и ту же сцену на рассвете, в полдень и на закате. А потом сравните эти три снимка.  Такой прием поможет вам настроить свое фотографическое видение, развить мышление и идею. Тогда вы поймете, что некоторые сцены на натуре гораздо лучше сфотографировать в другое время суток, нежели это вам может показаться на первый взгляд. Они будут выглядеть намного интереснее. Приедете на съемку, например, ночью или на рассвете. Не идите по простому пути. Ищите варианты. Посмотрите, хотя бы, вот на этот пример. Снимок одного из зданий древнего города Пета в Иордании днем, и его же ночью.

9. Чьи работы у меня вызывают восхищении?

Вопрос предельно простой: нравятся ли вам работы других художников? Если вы скажете, что нравятся, тогда следующий вопрос: а чьи конкретно, какого автора? Эти художники могут быть фотографами или таксистами, поварами или рабочими на стройке, или просто самыми обыкновенными уличными парнями, теми, которые, сидя босиком на тротуаре и рисуют на нем мелом. Поищите этих художников в социальных сетях и вообще в Интернете. Посмотрите сайты, на которых они тусуются, поищите их книги в книжных магазинах или библиотеках.

Вы можете даже попытаться завязать с ними общение, написав им по Интернету, задать им какие-то вопросы, если они, конечно, у вас возникли. Почему бы не рискнуть? Самое худшее, чем это может закончиться – они вам просто не ответят, и всё… Или сообщите им, что их творчество вдохновило вас на создание своих работ.

Ну, а если никто из творцов и ничто в творчестве других не восхищает и не вдохновляет вас? Это может стать поводом к тому, чтобы взяться за поиски вдохновения за пределами зоны собственного комфорта.

10. Как это сфотографировано?

Если оглянуться на прошлое, ненадолго вернуться в пленочную фотографию, то на первый взгляд вам может показаться, что в то время у фотографии были свои определенные преимущества. Одним из этих преимуществ, например, была прекрасная возможность тщательно разобрать ту или иную фотографию и в итоге понять, как же она была сделана автором.  Сейчас же, когда фотография стала цифровой, сделать это оказалось во много раз сложнее. Дело в том, что любой снимок, любое фотографическое изображение,  которое можно увидеть в Интернете, обработано на компьютере  в различных графических редакторах, и находится от исходного снимка, от того, который был получен непосредственно с фотокамеры, очень и очень далеко.

Это, конечно, так. Но порыскайте по закоулкам всемирной паутины. Наверняка вы найдете множество сайтов, на которых фотографы-практики рассказывают о своей работе, о практической съемке. Поясняют, как сделан тот или иной снимок. Почитайте про это, это очень интересно.

11. Как это обработано?

Ответ на этот вопрос трудно найти интуитивно.  Различные статьи, книги, учебники и прочие туториалы в этом вам будут только друзьями.

12. Что может стать на снимке отвлекающим моментом или отвлекающим элементом?

Этот вопрос можно задавать себе перед каждой съемкой. Но, между тем, после съемки его тоже можно перед собой поставить. Дело тут в том, что живем-то мы  с вами в цифровую эпоху!

Новички, конечно, будут просто счастливы сфотографировать, допустим, пирамиду Хеопса или падающую Пизанскую башню. Ну, или просто красивый пейзаж, например, в горах. Сквозь розовые очки, через которые они пока ещё фотографируют, им любой снимок хоть чем-то примечательного объекта покажется просто шедевром. Недостатков своих снимков они просто не заметят. Речь тут идет об устранении на снимке элементов, которые отвлекают смотрящего на них зрителя от главной темы изображения, от самого важного в этой   фотографии.

Посмотрите на две эти фотографии. Первая является откадрированным вариантом второй. Оно, естественно, смотрится намного лучше и интереснее. На первоначальном, исходном варианте фотографии солнце кажется чересчур выжженным, чтобы быть полезным. Оно очень серьезно отвлекает внимание смотрящего на фотографию.  Главное в этом снимке, как нам кажется, вовсе не собственно само солнце, а свет, который так красиво и эффектно ложится на землю.

13. Как можно подчеркнуть, выделить объект съемки?

Этот вопрос надо задавать себе одновременно с вопросом предыдущего пункта нашей статьи, вопросом об  отвлекающем факторе. Если что-то в снимке отвлекает от главного, значит что-то это главное должно помогать выделить. Посмотрите вот на эти снимки. На первом из них всадник на скачущей лошади,  конечно же, заметно выделяется на значительно размытом фоне. Но этого все же немного не хватает. Просто размытого фона  ту маловато. Внимание зрителя весьма в значительной степени отвлекают пурпурные пятна, которые отчетливо видны на трибунах. Но эти пятна довольно несложно убрать, например,  путем использования корректировочной кисти в Adobe Lightroom, при этом  скорректировать экспозицию на 1,3 стопа и заодно понизить четкость и резкость. А самого всадника можно подправить другой кистью, которая увеличивает экспозицию на одну ступень, при этом одновременно увеличивая насыщенность и контраст.

Заодно в этом снимке можно чуть-чуть понизить пурпурный и фиолетовый цвета. Это поможет отвлечь внимание зрителей от трибун и привлечь его собственно к всаднику. В общем то, для этого нужно совсем немного времени. Если у вас, конечно, есть достаточный опыт проведения подобных работ. Но ведь опыт появляется во время работы, так что работайте!

14. Как будет использована эта фотография?

Этот вопрос часто вызывает недоумение, особенно у начинающих фотографов. Но порой и опытных мастеров этот вопрос ставит в тупик. Эти фотографы уже достаточно известны, их работы публикуются в журналах и представлены на престижных сайтах. И тут вдруг кто-то их спрашивает: «Ну и зачем вы это сфотографировали? Что вы теперь будете делать с этим снимком?».

Зачастую ответа просто нет. Ну, проще говоря, захотели –  и сделали этот снимок. И многие делают так всегда. И это естественно. Всё красивое, значимое и интересное должно быть запечатлено в фотографии.

Но, тем не менее, а как же всё это будет теперь или впоследствии использоваться? Вы видите свою фотографию увеличенной и висящей на стене в каком-нибудь интерьере? Или просто она часть чего-то большего? Или вы просто поделитесь этой фотографией с друзьями в социальных сетях?

Речь тут не о том, чтобы каждый снимок нашел бы свое конкретное применение, в противном случае он просто не должен существовать. Мы хотим сказать о другом. А именно о том, что далеко не каждая фотография должна быть сделана. Особенно если автор не решил вопрос с ее дальнейшим применением.

15. Это отдельный снимок или часть серии?

Опытным фотографам довольно часто задают вопрос: «А зачем вы это фотографируете?». Обычно под «этим» понимают что-то скучное и совершенно никому не интересное, или вообще серое и некрасивое. Для подавляющего большинства людей трата на «это» даже «цифровых кадров» – откровенно разбазаривание времени и сил.

Но фотографы, тем не менее, «это» снимают и снимают. Может быть, потому что у них в голове созрел какой-то определенный план, посредством фотографии они хотят рассказать какую-нибудь интересную историю… Может быть это кому-то потребуется для презентации как сопровождение к устному выступлению на совещании, или это будет просто фоторассказ о чем-то. Не всегда ведь хочется рассказать о живописных закатах и широких просторах России. Например, при рассказе о будничной жизни какого-нибудь африканского племени «этим» может стать обыденные вещи обихода этих людей: посуда, ножи, ещё что-то, их окружающее. Эти вещи могут быть сами по себе достаточно скучными и неинтересными, но вплетенные в цельный рассказ они начнут говорить.

В контексте фотопроекта об этом племени казалось бы,  скучный снимок (скучный,  если его выхватить из общего рассказа и показать кому-то отдельно), показывает зрителю, как схожи порой культуры различных народов нашей планеты. Эта серия снимков помогает людям найти точки соприкосновения.

Многие из нас видели фотографии всевозможных диковинных уголков Земли, видели экзотичность и непривычность для нас этих мест. Например, каких-нибудь аборигенов с островов Океании с их по нашим понятиям безумным внешним видом. Но вот, например снимки шерпов, живущих в Гималаях, совсем не кричащие.

Недавно один фотограф создал фотопроект, в ходе которого снимал различную обувь. Тут, конечно, самодостаточным может быть и один снимок, но если их двадцать – то это более глубоко покажет всю разносторонность этой темы.

16. А что произойдет, если подождать?

Один фотограф рассказывал, как  однажды он, гуляя по национальному парку Йосемити, был удивлен высказыванием случайно встреченной художницы. Высказывание это было примерно такое: «Прописывая детали пейзажа, художник, находясь в определенной точке, тратит порой на свою работу несколько часов. А фотограф приходит на смотровую площадку вместе с многочисленными туристами, быстренько делает снимок и шагает дальше».

В принципе, конечно, эта художница в чем-то даже и права. Ну скажите,  как часто вы, найдя красивое место для съемки, хотя бы небольшое время ждете?    Что бы в этом месте произошло, если бы вы чуть-чуть задержались, подождали? Конечно, главная цель фотографии – остановить мгновение, но ведь жизнь продолжается, и даже в таких посещаемых туристами местах идет неспешно, своим чередом. Остановитесь, подождите минут пять-десять. Вполне возможно, что вам удастся сделать более интересный, более глубокий или драматичный снимок.

В качестве примера можно рассмотреть три представленных ниже снимка. Первый из них именно тот, сюжет и композицию которого придумал и продумал его автор. Второй снимок заметно хуже, он даже по композиции не совсем правильный – фигура человека слева излишне перекрывает сосуд с водой, в которой плавают цветы, поэтому левый нижний угол заметно перевешивает. А вот последний снимок из этой серии намного лучше первых двух. Все эти три снимка были сделаны в достаточно короткий промежуток времени. Но, как вы видите, выдержка фотографа дала определенный результат.  Согласитесь, небольшое ожидание того стоит.

17. Соответствует ли глубина резкости?

На этот вопрос тоже не найти правильного и однозначного ответа. Но, тем не менее, сам вопрос фотографу будет достаточно  полезным. Большинство имеющих фотоаппарат людей чаще всего снимают в режиме полной автоматики или в каком-нибудь из программных режимов. Но если вы откажетесь от услуг автоматики и  возьмете все управление фотокамерой на себя, в свои руки, то глубина резко изображаемого пространства станет одним из тех параметров, на который вы сможете оказать наибольшее влияние.

О значении размытого фона в фотографическом изображении, или, как ещё говорят, боке,  написано много книг и статей. Но тут нужно отчетливо понимать, уяснить для себя, что далеко не каждый снимок станет лучше, если у него будет красиво размытый фон. Нет никакой необходимости всегда фотографировать на максимально открытой диафрагме. Каким образом будет соответствовать глубина резко изображаемого пространства и количество объектов кадра, находящихся в зоне резкости, тому, о чем вы хотите сказать своему зрителю?

18. Хочу ли я размыть что-то в своем снимке и как я сделаю это?

Размыть изображение вы можете не только при помощи маленькой глубины резко изображаемого пространства, снимая на максимально широко открытой диафрагме, но и путем введения в кадр объекта, который находится в движении. А можете попробовать во время съемки перемещаться сами (применить так называемое панорамное размытие) или во время экспонирования менять фокусное расстояние объектива.

Посмотрите на три снимка ниже. Первый: стая птиц на экзотическом для нашего глаза  строении. Красиво, но не так интересно. А что,  если  применить прием фокусного размытия (второй снимок)? Да, уже стало интереснее. А если прислониться к дереву и сфотографировать на длинной выдержке, при этом прикрыв отверстие диафрагмы (третья фотография)? Вот это, пожалуй, получилось лучше всего. Летящие птицы превратились в размазанные пятна, но, тем не менее, птиц в них узнать все-таки можно. И это придало снимку красивую динамику и романтическое настроение.

19. Чему я сегодня хочу научиться?

Прежде чем сесть за компьютер и подключиться к Интернету, после чего путешествовать по различным фоосайтам и блогам профессиональных фотографов, сядьте и немного, ну, хотя бы минут пять-десять, подумайте о том, что вы хоте сегодня узнать из Интернета. Не включайте пока компьютер. Не отвлекайтесь на утренний кофе. Просто –  сядьте и подумайте.

Если вы человек серьезный и к совершенствованию своих навыков, работе над собой в творческом плане, как настоящий фотохудожник,  подходите так же серьезно, то просто подумайте над вопросом: что в вашем творчестве работает на вас, а какие качества нуждаются в коррекции, в доработке.  Самооценка имеет очень большое, можно даже сказать, решающее значение для саморазвития, самосовершенствования. Конечно же, не нужно заниматься излишним самокопанием, анализировать себя и свое творчество каждый день. Но раз в неделю, как мы считаем, это делать нужно. Подумайте хорошенько: чему вы хотите научиться, например, сегодня, чему –  завтра.  А чему вы можете научиться за неделю, за месяц, за год.

20. Каким образом я помогаю другим?

Этим, последним, двадцатым вопросом нужно задаваться почаще. Постараться научить кого-то чему-то – это, наверное, пожалуй, самый лучший способ самому узнать много нового. Обучение других поможет и вам, и тому, кого вы будете учить. Это заставит вас критически думать о том, что вы делаете сами, и самому для себя гораздо четче сформулировать уже вам известное.

Конечно, не все могут и должны преподавать фотомастерство, не все должны открывать фотокурсы и фотошколы. Но помочь новичку, или просто дать совет приятелю, вчера купившему фотоаппарат – это должно стать для вас самого отличной наградой. Главное –  это верить в то, что с вашей помощью другие люди  смогут свои снимки  сделать лучше. И смогут оценить, как же красив мир, в котором мы все живем.  

Помогая другим, в первую очередь вы помогаете самому себе. Это старая истина.

Оставить комментарий