Блог фотографа

Обзор Fujifilm X-Pro1

Первая беззеркальная камера Fujifilm со сменной оптикой (байонет X-mount). Уникальная матрица X-Trans CMOS 16 Мп без фильтра низких частот. Гибридный видоискатель с переменным масштабом изображения. Диапазон чувствительности составляет ISO 100-25600 в JPEG (или 200-6400 в RAW), система автофокусировки с 49 зонами, монитор с диагональю 3″ и разрешением 1230000 точек, видоискатель разрешения 1440000 точек (в электронном режиме), видеосъемка Full HD 1920×1080@24 со стереозвуком.

КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Матрица

X-Trans CMOS 16 Мп; 4896×3624; APS-C (23.6х15.6 мм) 

Объективы

Системы X-Mount (коэффициент фокусного расстояния 1.5х). На тесте были объективы Fujinon XF 18/2.0, XF 35/1.4, XF 60/2.4 Macro (27, 53 и 90 экв.мм соответственно).

Носитель

Карты памяти SD / SDHC / SDXC, встроенная память 20 МБ

ЖКИ

Монитор с диагональю 3″, 1230000 точек
Видоискатель 1440000 точек (в электронном режиме)

Формат файлов

RAW(RAF), JPEG, RAW+JPEG; видео – QuickTime MOV (H.264) до 1920×1080 при 24 кадр/с, со стереозвуком

Связь

USB, мини-HDMI

Габариты

140x82x43 мм (данные производителя, корпус без объектива)

Положение в линейке

X-S1 / X100 – X-Pro1

Одни компании-производители беспрерывно генерируют идеи, воплощают их в жизнь, пробуют и ошибаются, придумывают что-то новое и никогда не останавливаются на достигнутом. Другие спокойно стоят в сторонке, выдерживают паузу, смотрят, что у первых получится, и используют удачные идеи в собственных изделиях. 

Fujifilm – одна из ярких представителей компаний первого типа. Инженеры Fujifilm являют миру все новые и новые разработки, необычные идеи, технологические новинки. Матрицы с восьмиугольными элементами и с элементами разной чувствительности, матрицы со встроенной системой фазового автофокуса и компакты с 3D-съемкой… 

Не так давно Fujifilm начала линейку моделей X, и каждая камера, выходившая в этой линейке, была по-своему интересной или даже уникальной. 

 

 

Fujifilm X100, которая появилась первой в линейке Х, обладает привлекательным дизайном в стиле дальномерных камер. Управление экспопараметрами (диафрагмой, выдержкой и экспокоррекцией) ведется с помощью «железных» органов управления. Использована матрица большого формата APS-C. Но самое интересное, что в X100 впервые применен совершенно новый тип видоискателя – гибридный, который может работать как в оптическом, так и в электронном режиме, с мгновенным переключением между ними. Более того – информация в электронном виде может накладываться поверх изображения в оптическом режиме. 

 

 

Однако в Fujifilm X100 установлен хоть и высококачественный, хоть и светосильный, но все же несменный объектив с фиксированным фокусным расстоянием, что в определенной степени ограничивает функциональные возможности этой камеры.

 

И вот появилась Fujifilm X-Pro1 – флагманская модель линейки X, которой и посвящен наш обзор. X-Pro1 – первая беззеркальная камера Fujifilm со сменной оптикой под новый байонет X-mount. Здесь тоже используется гибридный видоискатель, как и в модели X100, однако он доработан – теперь подвижные элементы в его конструкции позволяют изменять (правда, ступенчато) поле зрения, причем происходит это автоматически, в зависимости от установленного объектива. Новый видоискатель получил название Hybrid Multi Viewfinder, и далее мы расскажем о нем подробнее.

Не менее интересная особенность Fujifilm X-Pro1 – матрица X-Trans CMOS, специально разработанная для этой камеры. Матрица имеет необычное расположение элементов, позволяющее не применять для борьбы с муаром фильтр низких частот, непременный атрибут подавляющего большинства «обычных» матриц. В результате повышается резкость и качество изображения, в том числе на высоких ISO.

 

Одновременно с камерой X-Pro1 компания Fujifilm выпустила три объектива новой линейки Fujinon XF. Все они имеют фиксированное фокусное расстояние (то есть, не зуммируются).

Объективы имеют высокую светосилу, в конструкции использованы асферические элементы. Очевидна ориентация Fujifilm на достижение бескомпромиссного качества изображения.

Особое внимание уделено лепесткам диафрагмы в объективах XF. Во-первых, они имеют оптимизированную форму, приближенную к окружности, что обеспечивает лучший рисунок боке (изображения в зоне нерезкости). Кроме того, технологически они изготовлены литьем, а не прессованием (как обычно) – таким образом уменьшаются внутренние отражения в объективах.

Компания Fujifilm представила план по выпуску объективов XF в ближайшее время. Напоминаем, что для получения эквивалентного фокусного расстояния нужно умножить указанные миллиметры на 1.5. Объективы, указанные синим цветом, пока не утверждены окончательно.

Объективы Fujinon XF имеют небольшой рабочий отрезок, что позволяет применять переходники для установки объективов других систем. В частности, в ближайшие месяцы ожидается выпуск переходника на Fujifilm X-Pro1 для объективов М от камер Leica.

Отметим, что в камере Fujifilm X-Pro1 нет встроенного оптического стабилизатора изображения. При этом все три выпущенных фикс-объектива также не стабилизированы, да и в планах Fujifilm, как видите, лишь некоторые из объективов имеют в названии аббревиатуру IS. На практике это будет накладывать повышенные требования к крепости рук фотографа – хотя проявится, конечно, не во всех ситуациях и условиях съемки.

 

Дизайн и управление

 

 

Лично мне стилистически более выверенным кажется дизайн Fujifilm X100 (возможно, просто потому, что он привычнее для глаза, поскольку опирается на дизайн пленочных дальномерных камер), но и Fujifilm X-Pro1 тоже смотрится великолепно. Все прочно, добротно, серьезно. 

На левой грани, внизу, виден разъем синхроконтакта, закрытый заглушкой.

Камера не тяжелая, хотя довольно крупная. Вместе с тем, выраженной рукоятки у нее нет, и держать ее не так удобно, как хорошую зеркалку с анатомически рассчитанным хватом.

Между объективом и рукояткой расположен подпружиненный рычажок. Поначалу удобнее работать с ним указательным пальцем, но приноровившись, можно использовать и средний, оставляя указательный на кнопке спуска. 

Переходим на заднюю панель.

 

Кнопка View Mode, что справа от видоискателя, переключает режимы вывода информации на монитор и в видоискатель. Есть вариант с автоматическим переключением, при приближении лица к окуляру видоискателя.

 

 

Еще правее находится небольшой диск управления. Большой палец правой руки почти точно попадает на него. 

Диск не только вращается, его можно и нажимать, как кнопку. Удобная и полезная функция, только используется она, на мой взгляд, реже, чем можно было бы.

 

 

 

 

 

Кнопка Q позволяет вывести на экран Q-меню, дающее быстрый доступ к 16 важным параметрам.

 

 

 

Верхняя клавиша навипада названа MACRO. При включении «макрорежима» не происходит чуда, и объективы не начинают фокусироваться с расстояния в один сантиметр до объекта, как это бывает у компактных камер. Просто, по-видимому, система автофокуса получает подсказку, что объекты в первую очередь следует искать на относительно близких расстояниях.

Клавиши навипада удобны, хорошо воспринимаются на ощупь. Досадно, что используются они недостаточно эффективно. То есть, по большей части попросту бездействуют. Лишь когда мы нажимаем кнопку AF, что находится в вертикальном ряду кнопок слева от монитора, и при этом у нас включен режим однозонной фокусировки (а не автоматический мультизонный), то на экран выводится матрица из 7х7=49 крестиков, обозначающих точки автофокусировки. Далее кнопками навипада можно передвигаться по этой матрице, выбирая нужную зону, а вращением диска управления – изменять размер зоны.

Пока все хорошо и удобно, однако как только вы нажимаете (или даже полунажимаете) кнопку спуска, выбранная зона фокусировки фиксируется и клавиши навипада снова перестают реагировать на нажатия. Если для следующего кадра вы хотите изменить зону автофокуса, нужно снова нажимать кнопку AF. 

Не совсем понятно, почему бы разработчикам было не оставить кнопки навипада активными (например, до следующего нажатия кнопки AF, отменяющего этот режим). Получается, что каждое перемещение зоны должно сопровождаться префиксным нажатием кнопки AF (да еще и левой рукой). Не очень удобно.

 

 

А вот режим ручной фокусировки реализован удачно. В нижней части экрана отображается шкала расстояний, причем красная черта указывает положение плоскости фокусировки, а белая полоска – глубину резкости при текущем значении диафрагмы (эту шкалу можно выводить и в режиме AF).

Нажатие кнопки AE-L/AF-L временно включает автофокус, без выхода из режима ручной фокусировки. 

Нажатие диска управления увеличивает выбранную зону на весь экран.

 

 

Кнопка DRIVE, верхняя из трех, расположеных слева от монитора, позволяет переключать режимы затвора. Помимо съемки одиночными кадрами, возможна непрерывная серийная съемка, когда снимки делаются автоматически один за другим, пока вы удерживаете нажатой кнопку спуска затвора (с двумя вариантами скорости – 6 или 3 кадра/сек, замеры смотрите в разделе Скорострельность).

Помимо обычного брекетинга по экспозиции, Fujifilm X-Pro1 может делать также снимки с брекетингом по Чувствительности ISO, по цветовой схеме (Моделирование пленки) и по динамическому диапазону (D-Range).

В режиме Панорамной съемки вы нажимаете кнопку спуска и плавно ведете камеру, словно снимаете видео. Можно задать примерный угол обзора – 120 или 180 градусов. Далее производится автосклейка в единую панораму. Разрешение варьируется от 5120х1440 (горизонтальное ведение камеры, 120 градусов) до 2160х7680 (вертикальное ведение, 180 градусов).

Здесь же включается режим Видеосъемки.

Пример панорамы с вертикальным ведением камеры (объектив 18 мм):

По клику открывается файл в полном разрешении (11 Мп, 4 МБ). Другие примеры панорам вы можете посмотреть и скачать в разделе Примеры снимков.

Как правило, панорамы склеиваются очень качественно, хотя возможны условия, представляющие объективные сложности для точной склейки. Высокое здание с предыдущего примера изображается с обычным эффектом перспективы – схождением вертикалей, и поэтому зубцы на смежных кадрах, из которым потом склеивается панорама, оказываются ориентированы под немного разным углом. В подобных случаях точного совмещения может не получиться, и тогда на панорамном снимке элементы будут слегка двоиться:

Однако это никоим образом не упрек Fujifilm X-Pro1. Подобным образом отрабатывают в аналогичной ситуации и другие камеры, поскольку все они, насколько я могу судить, при склейке не выполняют морфинг (изгиб, искривление изображения ради точного совмещения в зоне стыка).

 

Нижняя кнопка задней панели, обозначенная DISP / BACK, переключает режимы вывода информации на экран – Информационный дисплей, Стандартный вывод и Пользовательский. 

В последнем случае можно настраивать через меню, какие из элементов будут отображаться – гистограмма, электронный уровень и так далее. Честно говоря, можно было бы эти настройки сделать в рамках одного экрана, не разбивая их на Стандартный и Пользовательский.

 

 

 

Примерно так во время съемки выглядит Информационный дисплей. Снимаемая сцена при этом на мониторе не отображается, однако ее можно увидеть, заглянув в видоискатель.

В целом концепция существования двух экранов – Q-меню и Информационного дисплея мне показалась несколько перегруженной и избыточной. Наверное, можно было бы объединить их в один – визуально похожий на Информационный дисплей, но с активным управлением параметрами, как в Q-меню.

 

 

 

Еще раз взглянем на экран в режимах Стандарт и Пользовательский – на этот раз без «меню переключения» в нижней его части.

 

 

 

 

Рычажок служит для управления видоискателем – потянув его вправо и вверх, на себя, переключаемся между чисто электронным режимом работы и оптическим (точнее, гибридным, с совмещением живой картинки и графической информации поверх нее). Удерживая рычажок в отведенном состоянии, можно выбрать масштаб в оптическом режиме (один из двух вариантов).

Какая именно информация при этом будет выводиться в видоискатель (а какая на монитор) определяется другими способами, рычажок для этого не служит.

 

 

Рассмотрим чуть подробнее гибридный видоискатель Hybrid Multi Viewfinder (HMVF) – ведь это одна из важнейших особенностей Fujifilm X-Pro-1.

Начнем с того, что видоискатель, позволяющий не только переключаться между оптическим и электронным вариантом, но и накладывать «электронную» картинку поверх оптического изображения, впервые был использован в модели Fujifilm X100. Если вы не в курсе, рекомендуем почитать наше описание работы гибридного видоискател я X100 – это поможет лучше разобраться с видоискателем X-Pro1.

В принципе, устройство гибридного видоискателя не позволяет выполнять плавное масштабирование изображения. Возможно, это было одной из причин, по которой в модели X100 использовался фикс-объектив (конечно, наряду с намерением обеспечить более высокое качество изображения). Однако у X-Pro1 объективы сменные, причем планируется выпуск не только фиксов, но и зум-объективов. Как же будет обеспечиваться соответствующее изменение масштаба изображения в гибридном видоискателе?

Разработчики усовершенствовали конструкцию видоискателя, введя в его оптическую схему подвижный элемент. На следующей иллюстрации (справа) красной двунаправленной стрелкой помечена линза, которая может сдвигаться и таким образом добавляться в оптическую схему. Такой сдвиг ступенчато изменяет масштаб изображения, который мы видим в видоискателе. Причем сдвиг производится как автоматически, когда мы меняем установленный на камеру объектив, так и вручную, рычажком.

 

Сейчас в системе имеется три объектива – XF18, X35, X60 (числа обозначают фокусные расстояния в миллиметрах).

При установке объектива XF18 подвижная линза не используется, кратность увеличения видоискателя составляет x0.37. В видоискателе зона будущего кадра отмечается белой рамкой (см. ниже).

При установке объективов XF35 и XF60 подвижная линза вводится в оптическую схему видоискателя, кратность возрастает до х0.6. Масштаб изображения в видоискателе увеличивается. Зона будущего кадра по-прежнему обозначается белой рамкой. В случае объектива XF35 она близка к полному полю зрения, а для объектива XF60 рамка уменьшается, показывая, что именно попадет в кадр.

Аналогичным образом видоискатель будет работать и при установке зум-объективов. Будет устанавливаться один из двух масштабов оптического увеличения (х0.37 или х0.6), а дальнейшее плавное изменение поля кадра, соответствующее плавному изменению фокусного расстояния объектива, будет отображаться изменением размера белой рамки.

Практическое использование видоискателя X-Pro1 показало, что в кадр попадает больше пространства, чем ограничивается белой рамкой. То есть, рамку можно считать “зоной гарантированного попадания”.

Поскольку в оптическом видоискателе мы смотрим на снимаемую сцену не через объектив камеры, возникает параллакс, смещение изображения относительно того, что мы видим в окуляре. Если объекты далеко, то смещение пренебрежимо мало. Для близких объектов этот момент становится более критическим – изменяется и ракурс, и взаимное расположение предметов. Камера пытается это исправить, и в момент полунажатия кнопки спуска (когда срабатывает автофокус и определяется расстояние до объектов) белая рамка сдвигается, указывая скорректированный кадр, однако результат все же не вполне точен. Впрочем, в большинстве ситуаций это не будет проблемой, ну а если вам нужно совершенно четко представлять, как будет выглядеть снимок, то можно включить режим электронного видоискателя. При макросъемке такое переключение будет обязательным.

Качество снимков – разрешение

 

 

 

Тест разрешения выполнен с использованием специальной тестовой мишени. Баланс белого по образцу, чувствительность ISO 100. Снимки сделаны в JPEG максимального качества. Красными рамками обозначены участки изображения, которые далее приведены в увеличенном масштабе (кроп 1:1). Использованы все три фикс-объектива: 18/2.0 (27 экв.мм), 35/1.4 (53 экв.мм) и 60/2.4 (90 экв.мм). Кроме того, для каждого из объективов показаны четыре значения диафрагмы, равномерно распределенные по всему диапазону. 

 

 

При проведении теста разрешения мы стремимся, чтобы главный пик на гистограмме (соответствующей белому листу) приходился в районе отметки яркости 192. Как правило, для этого приходится вводить положительную экспокоррекцию +1/3 или +2/3 EV. Это вполне нормально при съемке объекта, большая часть площади которого светлая. Без такой поправки большинства камер сделает снимок, который нам покажется слишком темным. 

Любопытно, что для Fujifilm X-Pro1 экспокоррекции не потребовалось. Камера выдавала оптимально экспонированные снимки с нулевой экспокоррекцией. Более того, недавно мы получили такие же результаты в тесте суперз ума Fujifilm X-S1. При это дело, конечно, не в общей тенденции камер к переэкспозиции, ведь снимки получались правильно экспонированными и при других условиях освещения. Так что можно только похвалить алгоритмы, которые использует экспоавтоматика камер Fujifilm.

Двузначные числа на следующих кропах указывают количество линий (х100), приходящихся на полную высоту кадра. Например, 24 означает 2400 линии на всю высоту кадра.

 

Розовой полоской отмечен теоретический максимум разрешения, который способна обеспечить камера с учетом количества пикселей в ее матрице по короткой (вертикальной) стороне. В аппарате Fujifilm X-Pro1 используются матрица разрешения 4896×3264 точек, и это значение составляет 3264.

Поясним чуть подробнее. Представьте себе очень примитивную матрицу, размером всего 10х10 пикселей. Такая матрица в лучшем случае сможет «разрешить» десять линий – то есть, сформировать изображение, на котором можно будет различить десять раздельных линий (считаются как черные полосы, так и белые промежутки между ними), но не более того. Аналогично, теоретический максимум для Fujifilm X-Pro1 составляет 3264 линии. На практике значение получается несколько меньше – свой вклад вносит и неидеальность объектива, и шумы матрицы. Для подавляющего большинства камер можно сказать “а также стоящий перед матрицей рассеивающий (АА, antialiasing) фильтр низких частот”, однако мы помним, что в этом и состоит уникальность матрицы Fujifil m X-Trans CMOS – фильтра перед ней нет, что должно увеличить практическое разрешение.

Объектив 18/2.0

Первый же объектив, широкоугольный 18/2.0, приятно удивляет. Если вы скачаете полноразмерные файлы в разделе Примеры снимков, то увидите, что картинка с этим объективом выглядит чуть слабее, чем с двумя другими фиксами – резкость снижается к краям. Но тем не менее, это “чуть слабее” – сугубо относительно. Великолепны все три объектива, и в случае 18/2.0 отдельные линии можно уверенно пересчитать возле отметки 22 (то есть, 2200 линий на высоту кадра), уже на полностью открытой диафрагме! С прикрытием диафрагмы резкость еще более возрастает. Кстати говоря, у всех трех объективов не наблюдает хроматических аберраций. 

Fujifilm X-Pro1 test shots

Объектив 35/1.4

Второй объектив, “нормальный” (его фокусное расстояние составляет 53 экв.мм), смотрится еще круче. Легко разрешает 2400 линий на открытой дифрагме F/1.4! Высокая резкость сохраняется на всем диафрагменном диапазоне.

Объектив 60/2.4 Macro

Этот объектив хоть и не превосходит 35/1.4 по формальным показателям разрешения, однако обеспечивает более равномерную резкость по всему полю кадра (у 35/1.4 она чуть сильнее снижается к углам). В этом смысле 60/2.4 выглядит сильнее, однако не забывайте, что 35/1.4 все же более светосилен, да и угол зрения у него универсальнее, поэтому если бы мне пришлось выбирать один-единственный объектив, с которым использовать Fujifilm X-Pro1, то наверное, это был бы именно 35/1.4. Хотя великолепны оба, да и 18/2.0 очень хорош.

Следующие снимки, сделанные при ISO 100, 400, 1600, 6400 и 25600, помогут оценить, как на разрешающую способность аппарата влияет повышение ISO.

Результат опять великолепен. Попробуйте сами заглянуть в другие наши обзоры и посмотреть, как выглядит в исполнении других камер картинка при ISO 6400, уж не говоря об ISO 25600.

 

Качество снимков – натюрморт, шумы

 

 

Посмотрим снимки Fujifilm X-Pro1 при разных значениях ISO. 

Съемка со штатива, освещение лампами 4200К, баланс белого по образцу. Объектив 60/2.4 Macro, фокусное расстояние 90 экв.мм, режим приоритета диафрагмы Аv, значение диафрагмы F/7.1, экспокоррекция 0EV, цветовая схема Стандартная (Provia), шумоподавление Стандарт, выдержки 1.2…1/210 секунды. 

Снимки сделаны в JPEG максимального качества. Голубыми рамками обозначены участки изображения, которые далее приведены в увеличенном масштабе (кроп 1:1).


Fujifilm X-Pro1 test shots

Результаты просто шикарные. Пожалуй, это первая камера, участвовавшая в наших тестах, у которой надписи на центральном фрагменте (Эрих Краузе и т.д.) можно прочитать при ISO 6400 (и даже 12800).

В Fujifilm X-Pro1 предусматрена регулировка интенсивности шумоподавления, имеется целых пять вариантов – Низкий, Средне-низкий, Стандартный, Средне-высокий и Высокий. Посмотрим разницу между ними на примере двух фрагментов того же натюрморта. Сначала берем значение ISO 100 (как бы «минимально шумный эталон»), а далее смотрим варианты шумоподавления при высоком значении чувствительности. Обычно в этом случае мы используем ISO 6400, но у Fujifilm X-Pro1 картинка при этом настолько хороша, что работа шумодава даже не показательна. Поэтому дополнительно приводим фрагменты при ISO 25600.

ISO6400:

ISO 25600:

Источник: itnovosti.org.ua

Оставить комментарий