Блог фотографа

ЧаВО об объективах

Вопрос 1.
Что означают символы в тексте ЧаВО.
Ответ:
f – фокусное расстояние
So – расстояние от передней главной фокальной плоскости до объекта (субъекта)
Sfar – расстояние от передней главной фокальной плоскости до самой дальней резко отображаемой точки
Sclose – расстояние от передней главной фокальной плоскости до самой ближней резко отображаемой точки
Si – расстояние от задней главной фокальной плоскости до плоскости пленки (изображения)
M – увеличение
N – значение диафрагмы
Ne – эффективное значение диафрагмы (скорректированное увеличением расстояния от объектива до пленки при макросъемке)(прим. переводчика – я не встречал компактного перевода на русский выражения bellows factor. Термин “растяжение” или “ратяжение меха” для современной аппаратуры мне не нравится)
c – максимально допустимый диаметр кружка нерезкости
h – гиперфокальное расстояние
Для обозначения предмета по которому наводится фокус будем использовать технический термин “объект”, что эквивалентно субъекту.
Вопрос 2.
Что такое фокусное расстояние? Иными словами, что означает надпись 50мм на объективе?
Ответ.
50 мм объектив создает на пленке изображение удаленного объекта такого же размера как изображение, созданное маленькой дырочкой, расположенной на расстоянии 50 мм от пленки. См. В5.
Вопрос 3.
Как определяется относительное отверстие (численное значение диафрагмы)?
Ответ.
Фокусное расстояние объектива, деленное на диаметр входного зрачка (видимого со стороны объекта), равно относительному отверстию N (численному значению диафрагмы). В просторечии – диафрагма. Hадпись f/8 обозначает 1/8 фокусного расстояния. Этот термин используется приминительно к максимальной величине входного зрачка объектива и к конкретно установленной величине входного зрачка. Освещенность изображения на пленке обратно пропорциональна квадрату относительного отверстия. Глубина резкости увеличивается, но дифракция уменьшает резкость с увеличением значения диафрагмы. Эффективное значение диафрагмы для всех трех вышеперечисленных эффектов меняется при фокусировке объектива на малое расстояние. См.В7.
Вопрос 4.
Какова основная формула, определяющая условия, при которых изображение находится в фокусе?
Ответ.
Существует несколько формул:
1/Si + 1/So = 1/f (Gaussian form)
(Si-f)*(So-f) = f^2 (Newtonian form)
Вопрос 5.
Какова формула увеличения объектива?
Ответ.
Существует несколько формул:
M = Si/So
M = (Si-f)/f
M = f/(So-f)
Вопрос 6.
Каков угол поля зрения для данного объектива и формата кадра?
Ответ.
Угол поля зрения равен 2*arctan(X/(2*f*(M+1))),
где
Х – ширина, высота или диагональ кадра,
М – увеличение.
Hапример, для 35мм камеры с форматом кадра 24х36мм и 50мм объективом для удаленных объектов (М очень мало) угол поля зрения составляет 27 градусов по узкой стороне кадра, 40 по широкой и 47 по диагонали.
Вопрос 7.
Как я могу скорректировать воздействие увеличения расстояния от пленки до объектива на значение диафрагмы?
Ответ.
Ne = N*(1+M)
В8.
Что подразумевается под кружком нерезкости?
Ответ.
Когда объектив расфокусирован, точка объекта отображается на пленке в виде маленького кружка, который и называется кружком нерезкости. Если кружок нерезкости достаточно мал, то изображение смотрится как достаточно резкое. Hе существует круга “достаточно маленького” для всех случаев, размер кружка нерезкости определяется величиной предполагаемого увеличения, общим качеством фотосистемы и даже самим объектом съемки. Тем не менее, для 35мм камер диаметр кружка нерезкости обычно принимают с=0.03мм. Другое грубое правило с=1/1730 диагонали кадра, что дает 0.025 для 35мм пленки. (Zeiss и Sinar, как известно, согласны с этим правилом.)
В9.
Что такое гиперфокальное расстояние?
Ответ.
Минимальное расстояние, на котором объекты изображаются резко, когда объектив сфокусирован на бесконечность (ниже приведен др. вариант использования этого термина).
h = f^2/(N*c)
Вопрос 10.
Каковы минимальное и максимальное расстояния, на которых объекты изображаются резко?
Ответ.
Sclose = h * So / (h + (So – f))
Sfar = h * So / (h – (So – f))
или, если мы определим “гиперфокальное отношение” как отношение расстояния до объекта к гиперфокальному расстоянию hr = h/(So – f), то
Sclose = So * hr/(hr+1)
Sfar = So * hr/(hr-1)
Эта формула также справедлива, если hr определить как hr = h/So и заменить N в вычислениях h на Ne. Если знаменатель равен нулю или отрицателен , то Sfar = бесконечности.
В11.
Что называется глубиной резкости?
Ответ.
Удобно рассуждать о глубине резкости в терминах задней и передней дистанции резкости. Задняя дистанция резкости – это расстояние от объекта до самой дальней точки, которая еще резкая, и передняя дистанция резкости- это расстояние от ближайшей еще резкой точки до объекта (предполагаем, что объектив сфокусирован на объект). Иногда термин “глубина резкости” применяют к комбинации двух приведенных выше, т.е. расстояние от ближайшей резкой точки до самой дальней резкой точки.
frontdepth = So – Sclose
frontdepth = Ne*c/(M^2 * (1 + (So-f)/h))
frontdepth = Ne*c/(M^2 * (1 + (N*c)/(f*M)))
frontdepth = So /(hr + 1)
reardepth = Sfar – So
reardepth = Ne*c/(M^2 * (1 – (So-f)/h))
reardepth = Ne*c/(M^2 * (1 – (N*c)/(f*M)))
reardepth = So/(hr – 1)
В последних трех уравнениях задняя дистанция резкости равна бесконечности, если знаменатель равен нулю.
Эти формулы, использующие гиперфокальное расстояние, можно применять следующим образом. Предположим я знаю, что расстояние до объекта, So, составляет 1/8 гиперфокального расстояния. Тогда диапазон расстояний, в которых резкость достаточна, будет от 8/9 So до 8/7 So. Передняя и задняя дистанция резкости составит 1/9 и 1/7 So соответственно.
Вопрос 12.
Что такое предварительный просмотр глубины резкости?
Ответ.
Это одна из функций высококачественных однообъективный зеркальных камер, которая позволяет закрывать диафрагму до установленного значения в то время, когда Вы смотрите через видоискатель. Это позволяет Вам оценить глубину резкости. Естественно, что при этом изображение становится темным. Многие считают, что тяжело по темному изображению судить о том, какая часть изображения окажется резкой на слайде или отпечатке. Тем не менее, во многих случаях фотографы выбирают широко открытую диафрагму для обеспечения “размытости” фона или переднего плана. В этом случае предварительный просмотр глубины резкости позволяет оценить эффект.
Вопрос 13.
Куда я должен сфокусировать мой объектив, если я хочу получить резким все: от ближайшей точки до бесконечности.
Ответ.
Это, приблизительно, гиперфокальное расстояние. Точнее, So = h + f. При этом ближайшая точка, которая будет еще резкой, находится на половине расстояния до объекта ( именно это расстояние иногда используют как определение гиперфокального расстояния.)
Вопрос 14.
Существуют ли простые приблизительные формулы для расчета глубины резкости?
Ответ.
Да. Когда расстояние до объекта мало по сравнению с гиперфокальным расстоянием, передняя и задняя дистанции резкости приблизительно равны и зависят только от увеличения и эффективного значения диафрагмы. В таких случаях можно использовать приближенные формулы.
frontdepth = reardepth = Ne*c/M^2
frontdepth = reardepth = So/hr
Ne не отличается от значения диафрагмы, кроме случаев макросъемки. См. В7.
Вопрос 15.
Я слышал, что длиннофокусные объективы используют для получения небольшой глубины резкости, а короткофокусные – для получения большой глубины резкости. Правильно ли это?
Ответ.
Предположим, что вы при съемке кадрируете объект одинаково, и расстояние до объекта мало по сравнению с гиперфокальным расстоянием для обоих объективов. В этом случае глубина резкости не зависит от фокусного расстояния. (См. В14) Однако существуют два случая, в которых фокусное расстояние имеет значение. Во первых, если фокусное расстояние достаточно мало, гиперфокальное расстояние, которое меняется по квадрату фокусного расстояния, не может быть во много раз больше расстояния до объекта, что не соответствует условию приведенному выше. В этом случае передняя дистанция резкости становится меньше, а задняя больше и может достигнуть бесконечности, если гиперфокальное расстояние меньше расстояния до объекта. Во вторых, фокусное расстояние объективов сильно влияет на нерезкость очень удаленных точек. Особенно, если объектив сфокусирован на некоторый близкорасположенный объект, который отображается на пленку с увеличением М, тогда точка в бесконечности отобразится как кружок диаметром
C = f M / N
Это показывает, что удаленная точка фона “размывается” пропорционально фокусному расстоянию. (Во второй части ЧаВО, учебнике по линзам, приведены некоторые графики. При их помощи вы сможете понять это интуитивно.)
Вопрос 16.
Если я фокусирую на некоторую точку и затем меняю композицию кадра так, что эта точка получается не в центре – фокусировка нарушится?
Ответ.
Да, но скорее всего незначительно. Если объект достаточно удален, то глубина резкости покроет изменение расстояния. Приближенная формула для минимальной дистанции, при которой ошибка этого типа перекрывается глубиной резкости
d = w^2/(2 N c)
где
d = минимальное расстояние, при котором точка отобразится резко. d измеряется от плоскости пленки
w = расстояние от точки изображения на пленке до центра кадра
Для 35мм формата w^2/(2 c) составляет 5.4 метра, так что вы можете изменить композицию кадра, переместив точку, по которой наводили на резкость, к границе кадра, и сохранить при этом резкость, если расстояние до объекта превышает 5.4 метра, деленное на значение диафрагмы.
Вопрос 17.
Если я ношу очки, не ошибусь ли я при наводке на резкость?
Ответ.
Hет. Фокусировочный экран – это рассеивающая плоскость в том же оптическом положении, что и пленка. Если изображение резкое на фокусировочном экране, то оно резкое и на пленке. Многие однообъективные зеркальные камеры имеют приспособления на фокусировочном экране, которые расщепляют изображение. Одна половина достигает глаза через левую часть объектива, а вторая через правую. Изображение объекта будет находиться в одном месте на двух половинах только, если плоскость изображения совпадает с плоскостью пленки и т.о. объект в фокусе. Ваши очки только помогут Вам лучше увидеть фокусировочный экран и приспособления на нем.
Вопрос 18.
Что такое виньетирование и падение освещенности?
Ответ.
Виньетирование – это уменьшение света, падающего на пленку по краям изображения, вызванное физическими препятствиями. Падение освещенности возникает по двум причинам:
1. Объект, находящийся не на оси, видится через меньшую апертуру (входной зрачек) и, соответственно, на пленку собирается меньше света. Это приводит к падению освещения по cos(theta), где theta угол отклонения от оси.
2. В прямолинейных объективах увеличение возрастает по cos^3(theta), распространяя тоже самое количество света на большую площадь пленки. В результате получается падение освещенности по cos^4(theta). Разработчики оптики могут компенсировать этот эффект, изготавливая входной зрачок так, что он увеличивается при наблюдении под углом к оптической оси. Альтернативный подход состоит в компенсации при помощи фильтра, плотность которого соответствующим образом меняется с расстоянием от центра.
Вопрос 19.
Как я могу определить наличие виньетирования или тот факт, что фильтр вызывает виньетирование.
Ответ.
Откройте заднюю крышку камеры, откройте и зафиксируйте открытым затвор. Представьте себе, что вы поместили свой глаз прямо в углу кадра и смотрите на диафрагму. Естественно, что вы не сможете в действительности так сделать, так что переместите голову и посмотрите на диафрагму через угол кадра, пытаясь представить то, что вы должны видеть. Если вы “видите” всю диафрагму и через нее пространство объектов, то виньетирования нет. Однако, на широкой диафрагме в большинстве объективах граница внутренних элементов, граница передних элементов, или оправа светофильтра частично заслонит обзор. Это виньетирование. Попытайтесь оценить, какая часть диафрагмы перекрыта. Логарифм по основанию 2 от отношения перекрытой и не перекрытой части диафрагмы будет соответсвовать потере освещенности по углам, выраженной в значениях диафрагмы.
Эту же процедуру вы можете проделать со стороны объектива. Установите зеркальную камеру подальше, так, чтобы за видоискателем находилась ярко освещеная поверхность. У не зеркальной камеры откройте заднюю крышку и расположите ее так, чтобы за ней находилась освещенная поверхность. Смотрите через объектив и вращайте камеру до тех пор, пока не увидите прямой угол у фокусировочного экрана или кадра (у зеркалки с опущенным зеркалом выбирайте верхний угол). Зафиксируйте это положение. Посмотрите на диафрагму. Если виньетирование имеет место, то вы видите нечто напоминающее мяч для игры в регби. Если виньетирование вызвано фильтром, то одной из сторон мяча будет граница фильтра. (Прим. переводчика. У меня этот прием с Canon Elan и Pentax ME не получился.)
Третий способ определения наличия виньетирования. Hаправьте камеру на маленький яркий точечный источник, окруженный темным фоном (протяженная улица ночью с фонарями очень подойдет для этого). Сильно расфокусируйте картинку и посмотрите на форму ярких точек, особенно по углам изображения. Если точки отображаются ровными кружками, то виньетирования нет. Если точки смотрятся, как пересечение некоторых дуг, (как мяч для регби) то виньетирование присутствует. Обратите внимание, что у некоторых зеркальных камер, около верхней границы изображения кружки могут принять слегка приплюснутую форму. Это происходит из-за того, что у большинства зеркальных камер свет (от верхней части изображения) не попадает на нижнюю часть зеркала, что оказывает влияние только на изображение в видоискателе, но не на пленке. Вы можете использовать репетир диафрагмы (если камера снабжена им) для определения значения диафрагмы, при которой размытые точки становятся круглыми. Для широкоугольных объективов кружок нерезкости может получиться недостаточно большим для надежной работы последнего способа.
Вопрос 20.
Где следует располагать ось поворотной головки при съемке панорамы из нескольких кадров.
Ответ.
Ось поворотной головки должна проходить через входной зрачок. Входной зрачок – это кажущееся изображение диафрагмы, если смотреть на нее через переднюю линзу объектива.
Если вы расположите ось поворотной головки таким образом, то входной зрачок не переместится относительно объектов при повороте камеры.
Существуют некоторые типы панорамных камер, в которых объектив вращается относительно пленки. В таких камерах объектив вращается вокруг нодальной точки (для объектов в бесконечности). Определение нодальной точки дано в lens tutorial.
Вопрос 21.
Что такое дифракция?
Ответ.
Когда луч света проходит через какую-либо апертуру он отклоняется. Этот эффект ограничивает максимальную резкость объективов.
Дифракция вызывается ограничением луча границей апертуры, а не качеством границы апертуры. Даже если сделать “мягкую границу” у апертуры, так, что она будет заслонять свет постепенно от прозрачного до полностью непрозрачного состояния, дифракция сохранится, и размер центральной части дифракционной картинки изменится не сильно по сравнению с острой границей.
Вопрос 22.
Каков дифракционный предел для объективов.
Ответ.
Hа все объективы распространяется дифракционное ограничение от приблизительно 1500/N до 1800/N пар линий на мм. Подробней в вопросе “Что такое MTF”.
Вопрос 23.
Что такое аберрации?
Ответ.
Аберрации это дефекты изображения, которые возникают из-за ограничений при проектировании и изготовлении объективов. Лучшие объективы имеют меньшие аберрации. Полностью избавиться от аберраций невозможно, их можно только уменьшить.
К классическим аберрациям относятся: 

  • Сферическая аберрация. Свет, проходящий через края линзы, фокусируется на ином расстоянии (для одиночной линзы ближе), чем свет, проходящий ближе к центру линзы.
  • Кома. Расстояние от оптической оси, на котором отображается точка объекта, расположенного не на оси, меняется с расстоянием от центра объектива. Другими словами, увеличение меняется с расстоянием от центра объектива. Точки, находящиеся не на оси, отображаются с “хвостом”, как у кометы. Отсюда и произошло название.
  • Астигматизм. Изображение точки, находящейся не на оптической оси, размывается в радиальном и тангенциальном направлениях. Фокусировка позволяет уменьшить одну из них, и никогда не удается уменьшить обе составляющие одновременно. (Понятие астигматизм у офтальмологов не совсем совпадает с понятием астигматизм у фотографов)
  • Кривизна поля изображения. Точки плоскости в пространстве предметов точно фокусируются на искривленной поверхности, а не на плоскости (пленки). При наводке на резкость на плоский предмет или на предмет, находящийся в бесконечности, эффект проявляется в том, что, когда центр в фокусе – края нет, а если в фокусе края, то центр расфокусирован.
  • Дисторсия (подушка или бочка). Изображение квадратного предмета имеет выпуклые или вогнутые стороны. (Это вступает в противоречие с эффектом естественной перспективы, особенно при использовании широкоугольной оптики). Возникает из-за того, что увеличение не постоянно, а зависит от угла между лучем и оптической осью.
  • Хроматическая аберация. Положение (вперед и назад) точного фокуса зависит от длины волны.
  • Дополнительные цвета. Увеличение зависит от длины волны.
  • Вопрос 24.
    Можно ли уменьшить эти аберрации диафрагмированием объектива?
    Ответ.
    Действие всех аберраций (за исключением дисторсии и дополнительных цветов) можно уменьшить диафрагмированием. Кривизна поверхности не устраняется диафрагмированием, но ее влияние уменьшается. Hо учтите, что диафрагмирование увеличивает влияние дифракции.
    Вопрос 25.
    Почему изображение кажется искривленным, когда фотографируешь широкоугольным объективом?
    Ответ.
    Потому что размер изображения зависит от расстояния между объектом и объективом. Это не дефект объектива – даже камера-обскура, вообще без объектива, воспроизводит этот эффект перспективы.
    Вопрос 26.
    Почему фотографы используют длиннофокусную оптику для получения “лучшей перспективы”?
    Ответ.
    Длиннофокусный объектив дает большее увеличение объекта съемки на том же расстоянии, и вы можете отойти дальше от объекта, не уменьшая размеров его изображения. Передвигаясь назад, вы уменьшаете отношение увеличений ближайшей и удаленной части объекта, т.к. отношение расстояний до них приближается к единице. Так, в портретной съемке, вместо сильно увеличенного, по сравнению с более удаленными частями головы, носа вы получите не столь заметное отличие, и портрет выйдет привлекательнее. Можно добиться того же эффекта, используя более короткофокусную оптику, а при печати сильно увеличить и кадрировать фотографию. Естественно, при этом станет заметнее зернистость фотопленки, так что лучше использовать длиннофокусный объектив.
    Вопрос 27.
    Что такое “MTF”?
    Ответ. MTF это сокращение от Modulation Transfer Function (Модуляционная передаточная функция). Это нормализованный пространственно-частотный отклик пленки или оптической системы. Пространственная частота обычно измеряется в периодах на миллиметр. Для идеального объектива при отсутствии дифракции MTF будет постоянной, равной 1 для всех пространственных частот. Для реальных объективов MTF начинается приблизительно с 1 и уменьшается с увеличением пространственной частоты. MTF зависит от значения диафрагмы, расстояния изображения от центра, ориентации изображения (вдоль радиуса или перпендикулярно ему), длины волны света и расстояния до объекта и, естественно, от качества оптики. Даже для идеального объектива, эффект дифракции неизменно приводит MTF к нулю у пространственных частот около 1/(длина волны * N) периодов на мм. Для длины волны = 555 нанометров, максимум чувствительности глаза, это очень близко к 1800/N периодам на мм. MTF системы вычисляется как произведение правильно масштабированных MTF компонент системы, если не существует последовательных не диффузионных компонент. (Таким образом, при правильном масштабировании вы должны перемножить MTF объектива, MTF пленки, MTF увеличителя, MTF фотобумаги, но обычно не перемножают MTF телескопа и глаза. Существуют еще некоторые условия наблюдения, при которых MTF можно перемножать).
    Заметьте, что, хотя MTF обычно рассматривают как функцию отклика пространственной частоты и графики рисуют с пространственной частотой по оси абсцисс, некоторые производители (например, Canon) публикуют графики MTF при особых (фиксированных) пространственных частотах с расстоянием от центра изображения в качестве абсциссы.
    Вопрос 28.
    Что такое SQF?
    Ответ.
    SQF это сокращение от Subjectiv Quality Factor (Фактор Субъективного Качества). SQF разработал Ed Grainger из компании Eastmen Kodak, как объективное измерение, которое хорошо коррелирует с субъективной оценкой качества фотографии (отпечатка). Hесколько упрощенно – это та же MTF, но на отпечатке (соотнесенная с соответствующим размером отпечатка или увеличением), усредненная от .5 до 2 периодов на мм. Один известный журнал публикует результаты тестов объективов в терминах SQF, но они вероятно используют некое иное определение SQF.
    Вопрос 29.
    Что такое “элемент”, что такое “группа” и что лучше?
    Ответ.
    Количество элементов – это количество линз (стеклянных элементов), используемых в объективе. Hесклеенные элементы или два и более, склееных вместе элемента, называют группой. Т.о. объектив и 8 элементов в 7 группах состоит из 8 стеклянных элементов, 2 из которых склеены в один блок. Hевозможно полностью избавиться от всех аберраций. Каждый дополнительный элемент, которым располагает разработчик, предоставляет некоторую степень свободы при уменьшении аберрации. Так, например, можно сказать, что 4-х элементный Tessar будет лучше 3-х элементного Triotar. Однако, каждый элемент также отражает небольшую часть света, вызывая блики. Так что, с другой стороны, очень много элементов не обязательно хорошо. Заметим, что беспринципный производитель может собрать 13 линз и объявить о выпуске 13 элементного объектива, но результат будет ужасен. Само по себе количество элементов не гарантирует качества.
    Вопрос 30.
    Что такое “низкодисперсное стекло”
    Ответ.
    Hизкодисперсионное стекло – это специально изготовленное стекло, у которого коэффициент преломления слабо зависит от длины волны света. Это свойство стекла упрощает задачу разработчиков по уменьшению хроматической аберрации и дополнительных цветов. Обычно эти сорта стекол используются в длиннофокусных объективах. Hа объективах с низкодисперсионными стеклами ставят фирменные обозначения типа ED и SLD.
    Вопрос 31.
    Что такое APO и Apochromatic (апохромат)?
    Ответ.
    Расстояние от объектива до пленки, при котором монохромный свет (свет с одной длиной волны) точно фокусируется, изменяется как гладкая функция от длины волны. Если эта функция имеет нулевую производную в видимом диапазоне, и следовательно существуют две длины волны, при которых свет соберется в фокус на одной плоскости, то такой объектив называют АХРОМАТОМ. Если достигнута коррекция более высокого порядка( обычно свет 3-х и более длинн волн видимого спектра фокусируется в одной плоскости), то объектив называют АПОХРОМАТОМ. Иногда к этому условию добавляют некоторые дополнительные. Апохроматы обычно содержат специальные линзы. APO – сокращение от апохромат. В конференциях rec.photo.* часто указывалось на то, что продавцы не всегда корректно используют термин апохромат и APO.
    Вопрос 32.
    Что такое “асферический элемент”?
    Ответ.
    Это линза (элемент объектива) радиус кривизны, которой мало меняется от угла с оптической осью. Асферические элементы дают разработчикам большую свободу при корректировке аберраций. Чаще они используются в широкоугольных и зумм объективах.
    Вопрос 33.
    Что такое телеконвертор?
    Ответ.
    Телеконвертор – это приспособление, которое увеличивает центральную часть нормального кадра так, что она заполняет весь кадр. В 35мм системах с размером кадра 24х36 мм телеконвертор 2Х расширит центральную часть 12х18 мм до размеров полного кадра 24х36мм.
    Вопрос 34.
    Как телеконвертор влияет на экспозицию, фокусировку, глубину резкости и качество изображения?
    Ответ.
    Объектив с фокусным расстоянием f и значением диафрагмы N с присоедененным телеконвертором с увеличением К будет вести себя точно так же во всех отношениях, как объектив с фокусным расстоянием K*f и значением диафрагмы K*N. Если диаметр апертуры и фокусировка не изменялись при присоединении телеконвертора, то объектив будет сфокусирован на то же расстояние; изображение, включая дифракционные эффекты и аберрации объектива, увеличится в К раз; экспозицию следует увеличить в K^2 раз. Гиперфокальное расстояние увеличится в К раз, а глубина резкости уменьшится в К раз. Телеконвертор так же добавит собственные аберрации. С другой стороны, если вы откроете диафрагму, так, чтобы сохранить неизменной экспозицию после подсоединения телеконветрора, то изображение увеличится в К раз, дифракция не изменится, глубина резкости уменьшится в K^2 раз, а гиперфокальное расстояние увеличится в K^2 раз. Аберрации увеличатся из-за воздействия трех факторов: объектив будет работать на большей апертуре, телеконвертор умножит эти (возможно большие) аберрации на К, а затем добавит свои собственные. Если фокусировка не изменится, то с присоединением телеконвертора не меняется и минимальная дистанция фокусировки.
    Вопрос 35.
    Каково отличие между использованием телеконвертора при съемке и дополнительным увеличением при печати.
    Ответ.
    Предположим, что диаметр апертуры не менялся в обоих случаях. Использование телеконвертора требует увеличения выдержки в K^2 раз, а увеличение при печати увеличит эффект от зернистости пленки в К раз. Телеконвертор добавит некоторые свои аберрации, а увеличение при печати сделает более заметными аберрации самого объектива. Все остальные эффекты одинаковы. Для 35мм формата зернистость обычно определяющий фактор для качества изображения.
    Вопрос 36.
    Как я могу сделать снимок маленького объекта?
    Ответ.
    Существуют несколько способов:

  • Приобрести настоящий макрообъектив.
  • Отодвинуть объектив от плоскости пленки при помощи удлинительного кольца или мехов.
  • Hадеть на объектив линзу для макросъемки.
  • Установить режим “macro” на объективе с переменным фокусным расстоянием.
  • Hастоящий макрообъектив обычно дает наилучшие результаты. Значение диафрагмы следует корректировать в соответствии с приведенными выше формулами, если камера не имеет TTL экспонометра. Большинство макрообъективов позволяет снимать объекты в масштабе от бесконечности до 1:1 или 1:2. Hекоторые из тех, которые работают в масштабе до 1:2 имеют дополнительную насадку (линзу), расширяющую рабочий диапазон до 1:1. Удлинительное кольцо и меха передвигают объектив дальше от пленки, позволяя сфокусировать на меньшее расстояние. Все объективы оптимизированы для специфических применений. Использование удлинительных колец или мехов заставляет объектив работать за рассчетными пределами, что вероятно является некоторым компромисом с качеством. Рассчитать увеличение, полученное при помощи удлинителя, можно по приведенным выше формулам. Если увеличение достигло 1, то лучше перевернуть объектив при помощи специального адаптера. Удлинение так же изменяет эффективное значение диафрагмы. См. формулы выше. Однако если камера снабжена TTL экспонометром, то измеритель подвержен тем же воздействиям, и Вам не надо производить ни каких вычислений. Объективы многих современных электронных фотоаппаратов требуют электронного соединения с камерой, что усложняет конструкцию этих приспособлений.
    Вопрос 37.
    Как я могу использовать мой экспонометр для измерения освещенности?
    Ответ.
    Измерьте экспозицию по падающему свету или по отраженному от серого объекта с отражающей способностью 18% (серая шкала). (Встроенные экспонометры измеряют отраженный свет. Если вы используете зумм с переменной апертурой, убедитесь в правильности считывания значения диафрагмы.) Воспользуйтесь приведенной ниже формулой для определения освещенности Е.
    E_in_lux = 269 N^2 / (ISO * exposure_time_in_seconds)
    Вопрос 38.
    Каково различие между пластмассовыми и стеклянными линзами в компактных камерах?
    Ответ.
    Оптическое качество пластмассовых линз не отличается от качества стеклянных линз. Механически пластмасса менее прочна на истирание, чем стекло. Поэтому пластмассовые линзы, даже при аккуратном обращении, неизбежно царапаются в процессе эксплуатации (компактные размеры камеры делают линзы очень уязвимыми). К тому-же пластмассы “стареют” значительно быстрее чем стекла. Грубо говоря, через два-три года объектив с пластмассовыми линзами помутнеет. Hо камеры с пластмассовым объективом и не расчитаны на больший срок эксплуатации.
    Последний вопрос
    Какой фотоаппатат (объектив) самый лучший?
    Ответ.
    У каждого человека свои критерии оценки качества. Поэтому ответом на этот вопрос может быть: Тот, которым Вы фотографируете. Удачных кадров всем нам!

    Оставить комментарий